The Caucasus nature reserve in Adygeya

This page is automatically created by the automated computer text translator, and originally written in Russian (Переведено сервисом «Яндекс.Переводчик»). The original version of this page in Russian is located here. We are apologize for any possible inaccurate and incorrect translation of certain phrases and expressions below.

General information about the reserve

Caucasian state natural biosphere reserve named after H. G. Shaposhnikov is located on the territory of three regions of Russia, and a considerable part of its area falls in the Republic of Adygea. For many tourists this is the main value and the main attraction of the Republic, and only for her sake, here we go. Almost all its territory in the Republic of Adygea mountain area at altitudes from 600 to 2800 meters.

You can visit the reserve can not only lovers of hikes and climbs in the mountains, but the tourists in the form of an easy day hike (Hiking), which is best to start in the first half of the day, ideally early in the morning, otherwise little will have time to see. No special skills to complete the simple route is not required: only need good shoes and a satisfactory physical form, as have to walk though protoptannym, but mountain trails. This walk is accessible to children. Even for a day hike, you can see Alpine meadows, mountain streams and waterfalls to get to the glacier and walk through the snow in the summer months, and, of course, to enjoy the views of mountains, covered with snow caps.

Кавказский заповедник, Адыгея

If you like Hiking or prepared to climb one of the peaks (Fisht – 2867 meters, Oshten – 2804 meters, Pshekha-su – 2743 meters), you can go to one of the longer tourist route with a tent and backpack. Some of the routes are circular, others will lead you to the Black sea in the Krasnodar region.

Reserve rich not only beautiful views, but also flora and fauna. Alpine meadows cover the slopes and the glades, and many plants are endemic, i.e. grow only here. If you are lucky you can see bison, deer, tour, Tur, chamois, lynx, ROE deer, wild boar, bear, and herds of horses. For example, we (the authors) in 2019 met a bear on the trail near the camp and Instructor of the gap.

Кавказский заповедник, Адыгея Bear next to the Instructor's slit

How to visit the reserve

The territory of the reserve occupies a large part of the territory of Adygea, and the whole area is protected. Her visit is possible only for a fee through the official routes and respect the rules. In the territory of Adygeya there are two official entry points to the reserve, where you will be able to purchase tickets (permission):

  • PPC "Lagonaki". Opening hours: around the clock. To get to the checkpoint on the way from Dakhovskaya (road City-CAT Lagonaki), the checkpoint is right at the end of asphalt road (the checkpoint on the map).
  • CAT Zurub. Opening hours: 06:00 – 21:00. You can get there by road from Guzeripl to Sycamore glade on the pavement, there to leave the car, and up to the checkpoint on foot through the forest for another 10 minutes (the checkpoint on the map).

To reach each of those checkpoints can only be a personal transport, a taxi, or, in extreme cases, hitch-Hiking, but the last option is highly dependent on luck, because the cars here, and mostly all go to the checkpoint have already been filled. Before the checkpoint you can Park your car in the paid Parking area for 200 rubles a day, but for day hikes often leave cars on the road nearby. Also next to each of the transmission there is a simple option for accommodation for the night (from 500 rubles/person) and a café.

There is another CAT "Cordon Guzeripl'", located in the village of Guzeripl'. But it is more convenient to use for the purchase of tickets to then enter through another checkpoint, or for the call on the short walking trail to explore the flora and fauna of the reserve.

Before entering the reserve on routes with the reversal of Adygea is the most convenient to stay overnight in Guzeripl, Dakhovskaya, Khamyshki or Kamennomostskiy.

Кавказский заповедник, Адыгея

The majority of the tourists considered the most beautiful and varied route for a short hike to Alpine meadows, waterfalls and glacier runs from the CAT Zurub, while from checkpoint "Lagonaki" will have to go to these places for another 3-5 hours. However, if you are willing to hike for many hours, a 15-minute walk from checkpoint "Lagonaki" is an observation deck, but to enter it you still have to pay for the overnight stay in the reserve (see cost below).

In addition to these transmission, there are many informal trails, which can get into the reserve, but keep in mind that the presence on the territory without a permit, and theoretically you could face a fine of a few thousand and wypowiedzenie beyond. In practice, this happens very rarely, we still recommend to visit the Park only with official permission, for a fee, because the funds go to the maintenance of the biosphere.

For the course No. 9 "the Tract Engelmanova Polyana – the Kardyvach lake"; No. 11 "the River of Adjara – Engelmanova Glade"; №19 "the Kardyvach Lake" in advance to pass the border service of FSB of Russia (the Sochi frontier group), because your path will pass close to the border with Abkhazia. The frontier Sochi phone: 8 (862) 266-128-57. For obtaining a pass, you should refer in advance, as the term of training - 1 month.

So, once inside, you may at your discretion choose to continue on one of the routes with overnight stays in tents or sleeping bags, and to go to another region, or a little stroll around part of the route, go back and exit through the same checkpoint. You can also log on checkpoint "Lagonaki", and out of Guzeripl, for example. But about your chosen route you need to alert the Park staff at one of the checkpoints when buying tickets.

You can only move at the officially stipulated and marked routes and trails, to deviate from them it is impossible. Also it is impossible to arrange nights in designated areas, which are officially only two: shelter Fisht (convenient for polyama at Fisht) and shelter Armenian aka "instructional gap" (easy to lift on the Pshekha-su, Oshten, hike to a mountain lake Pseodo. In practice, we (atory of the site) saw the travelers broke camp at any convenient locations without any consequences. All the routes and Parking areas are well trodden and signposted, but if you are not sure, you can stock up on map and Navigator, or inquire the staff at the checkpoint. All routes there are 15 full description with maps and timeline here http://kgpbz.ru/routes. Note that the routes are mostly accessible only from may to September. Many Hiking trails have on people's maps in applications and Osm Maps.me, but there are some inaccuracies that you may be having is not there.

Кавказский заповедник, Адыгея

Popular routes and sights

From Adygei in the Caucasus nature reserve has the following interesting places:

  • Mountain Oshten. The most popular tourist peak in the reserve, the altitude of 2804 meters. In the summer you can climb it without equipment, and even with children. Usually this route takes two days, overnight in tent camp Instructor gap. Read more about the mountain Oshten and how to get here...
  • Pshekha-Su. The lowest of the peaks of the Fisht-Oshten massif, its height is 2743 meters. Despite this, the bow is harder than Oshten, and is further away from the entrance to the reserve.
  • The Fisht. Highest and challenging peak. To overcome the necessary climbing experience and gear, even in summer, although as they say in the reviews, some tourists rose at her quite without experience and gear. But it's the exception and the risk that we do not recommend to neglect.
  • Instructor slot, she's a farce Armenian. It's officially sanctioned area for tents, the closest to the entrance to the nature reserve from the checkpoint Zurub. Here it is easiest to reach on a day hike, and it is the most comfortable official site for hikes to lake Sendah, the rise of Oshten and Pshekha-su. Read more about farce Armenian/Instructor slot...here.
  • Lake Psedah. Beautiful mountain lake with very cold water in the form of a Crescent. You can visit it during a day hike if you come in early in the morning through a checkpoint Zurub. Read more about lake Pseodo and how to visit it here...
  • Lake March 8. A small mountain lake which can be visited on the way to the lake Pseudo, or look at him from above when lifting the Oshten. It is shaped like 8s.
  • The backbone of the "Stone sea". Big is beautiful range, which is well seen from the road to the checkpoint "Surub" and Partisan field. Specifically to pass through the ridge is not much point, he looks best with side.
  • Doodle by hedgehog. It is a small mountain near the instructor's slit, which offers good views of the surroundings and the plateau Lago-Naki. Doodle by hedgehog is a good alternative if you are prepared to climb the more serious peaks of the reserve. From the tourist camp Instructor in the cracks here can be reached in 30 minutes, but will have quite a pass up.

The cost of visiting and where to buy tickets

Tickets as of 2019 for the overnight stay cost 300 rubles per adult, 150 rubles, children from 7 to 14 years, children under 7 years free. But the prices almost every year increasing, so that we can check at the official website of the reserve http://kgpbz.ru/pass. Tickets are purchased directly at the checkpoint for cash, but soon it is planned to implement purchase them on the website. In practice we know that some "free riders" in exceptional cases "was objecively" discovery directly into routes, and released on. But before going to recommend you to clarify about the sale and availability of tickets for specific PPC by phone +7 (988)150-01-02, +7(988)288-45-74, since 2019 due to changes in legislation selling some PPC was suspended and go through them was only possible on a pre-purchased electronic ticket or the other CAT.

Importantly and unfortunately, the payment policy is that the permit is valid only until midnight of the same day, not full day, for which the tickets postanowienia date. This means that if you need to go today and go tomorrow, in any case you need to pay for two days, even if you will be on the route is less than one day. It is therefore necessary, before going to carefully calculate the estimated time of your location, and purchase tickets on CPR immediately for all days of your stay.

Attendance rules

As with all reserves, there are strict rules of conduct. You cannot deviate from the routes, to arrange a sleepover in an undisclosed location, to kindle fires (to allow the use of burners), to cut down trees, tearing up plants, damage soil, litter, carry professional photo or video filming without the permission of the administration, etc. With the full rules you can see at the checkpoint or on the official website of the reserve http://kgpbz.ru/rules.

Other useful information

  • Clothing and shoes. For day trips enough to put on comfortable sneakers or other Hiking shoes, multi-day is highly recommend a special trekking boots or sneakers. If you plan to climb to the top of Fisht, Oshten or Pshekha-su, need to use climbing equipment: climbing shoes with crampons, ice ax, helmet. But the rise on these tops, it is another and more complicated story that requires careful preparation and examination of the characteristics of the route. Summer Oshten or Pshekha-su can be lifted without snabjeniya.

    The temperature in the summer months during the day and quite warm enough for a light jacket, but for overnight you need to take something warmer, as well as for climbing. Sleeping bag for sleeping is required. Also be sure to take a raincoat.

    Even during the day the temperature can change very quickly depending on cloud cover, so it is best to wear easily unbutton ventilated clothes.

  • Meals on routes. No power walk around the trails you cannot buy, you'll have to take with you. A minimal set of products can only be purchased at the shelter "Fisht".

  • Water in the reserve. On site are many mountain rivers and streams, in which water is potable, but it is better to boil or use a special disinfecting tablets such as AquaTabs.

  • Tent. In the summer in order to save weight, the tent not to take with them, and sleep in a sleeping bag under the open sky, but you need to bring warm clothes.

  • Help on passing routes. If you have any questions on passing routes, or any other work of the reserve, you may call the property by phone 8-988-150-01-02 (Department of tourism), 8 (862) 240-51-36, 8 (928) 844-31-31, or write on e-mail kgpbz@mail.ru. There are people working very adequate, and are happy to answer right questions.

  • Cellular. Almost the entire territory of the reserve cell connection is not working to get a signal only on some of the corners and the borders.

  • Security. The reserve is generally safe if you follow normal safety rules on the mountain trails. Not valuable things and tents can be left in the Parking lot unattended on a hike or summit assault, theft no. Recent years, the reserve increased number of bears, they come right up to the camps, but while the attack was not. But still be careful.

  • Official site. Latest information about routes and contacts can be found on the official website http://kgpbz.ru

Comments / recent posts on the topic on the forum
admin 15 August, 2018
The site provides information guides about the Republic of Adygea
General tourist information, weather, seasons
Hotels and areas in Adygea, where to stay
How to get in Adygea
Attractions Adygea, what to see and do
The Village Of Kamennomostskiy
The Village Of Dakhovskaya
The Village Of Guzeripl'
The Village Of Khamyshki
In discussing this topic of travel in Adygea, ask questions, share vpechatleniyami ...
of Janna August 30, 2018
Thanks for the detailed information about Adygea. But why about the Hope you have nothing? ...
admin August 30, 2018

Hello! Petersburg - Krasnodar Krai, Adygea and not. In the future there will be a section about Krasnodar region, there will be hope. ...
of Alexander September 5, 2018
Really unexpected place. Stumbled upon your guide to Adygea and surprised. Didn't even know that there's something there, except Circassian cheese, but judging by the photo and description of an interesting place. ...
sveti77ka January 7, 2019
Adygea has opened for itself this year. Be sure to be back there to see all that are not inspected :Super: ...

Rate the article:
(9 votes, score: 4.9 out of 5)

Кавказский заповедник в Адыгее

Общая информация о заповеднике

Кавказский государственный природный биосферный заповедник имени Х. Г. Шапошникова располагается на территории сразу трех регионов РФ, и большая часть его площади приходится на Республику Адыгея. Для многих туристов именно это главная ценность и основная достопримечательность Республики, и только ради нее сюда и отправляются. Практически вся его территория в Адыгее – горная зона на высотах от 600 до 2800 метров.

Чаще всего туристы посещают самую раскрученную часть заповедника – нагорье или плато Лаго-Наки. Для этого предлагаются многочисленные групповые и индивидуальные туры с курортов Адыгеи и Краснодарского края, но не все из них предусматривают посещение заповедника и прогулку по территории нагорья. Обычно такие туры включают посещение пещеры Азишская или Нежная и осмотр плато со смотровой площадки без прохода через КПП заповедника. В идеале стоит выбирать тур с прогулкой по территории, но нужно быть готовыми к многочасовой пешей прогулке и дополнительной плате за вход, хотя есть вариант на лошадях за дополнительную плату.

Посетить заповедник могут не только любители многодневных походов и подъемов в горы, но и самые обычные туристы в виде легкого однодневного похода (хайкинга), который лучше всего начинать в первой половине дня, в идеале рано утром, иначе мало что успеете увидеть. Никаких особых навыков для прохождения простого маршрута не требуется: нужна только хорошая обувь и удовлетворительная физическая форма, так как придется гулять по хоть и протопанным, но все же горным тропам. Такая прогулка доступна и детям. Даже за время однодневного похода вы сможете увидеть альпийские луга, горные ручьи и водопады, добраться до ледника и погулять по снегу в летние месяцы, и, конечно же, насладиться видами гор, укрытых снежными шапками.

Кавказский заповедник, Адыгея

Если же вы любите многодневные походы или готовы подняться на одну из вершин (Фишт – 2867 метров, Оштен – 2804 метров, Пшеха-Су – 2743 метров), то можете отправиться по одному из более протяженных туристических маршрутов с палаткой и рюкзаком. Некоторые из маршрутов кольцевые, иные выведут вас к Черному морю в Краснодарском крае.

Богат заповедник не только красивыми видами, но и флорой и фауной. Альпийские луга укрывают склоны и поляны, причем множество растений являются эндемиками, т.е. произрастают только здесь. Если посчастливится, можно увидеть зубра, оленя, западнокавказского тура, серну, рысь, косулю, кабана, медведя, табуны лошадей. Например мы (авторы сайта) в 2019 году встретили дикого медведя на тропе рядом с лагерем в Инструкторской щели.

Кавказский заповедник, Адыгея Мишка рядом с Инструкторской щелью

Как посетить заповедник

Территория заповедника занимает немалую часть территории Адыгеи, и вся эта зона является заповедной. Ее посещение возможно только за плату по официальным маршрутам и с соблюдением правил. На территории Адыгеи находятся две официальные точки для входа в заповедник, где вы сможете приобрести билеты (разрешения):

  • КПП «Лагонаки». Часы работы: круглосуточно. Добраться до КПП можно по дороге из Даховской (дорога Даховская-КПП Лагонаки), сам пропускной пункт находится прямо в конце асфальтовой дороги (КПП на карте).
  • КПП Узуруб. Часы работы: 06:00 – 21:00. Добраться можно по дороге из Гузерипля до Яворовой поляны по асфальту, там оставить автомобиль, и до КПП пешком через лес еще 10 минут (КПП на карте).

Добраться до каждого из этих КПП можно только на личном транспорте, такси, или, в крайнем случае, автостопом, но последний вариант сильно зависит от удачи, т.к. машин здесь немного, и в основном все едут к КПП уже заполненными. Перед КПП автомобиль можно оставить на платной парковке за 200 рублей в сутки, но для однодневных походов нередко машины оставляют прямо на дороге рядом. Также возле каждого из КПП есть простой вариант для размещения на ночь (от 500 рублей/чел) и кафе.

Есть еще один КПП «Кордона Гузерипль», который находится прямо в поселке Гузерипль. Но его удобнее использовать для приобретения билетов чтобы потом войти через другой КПП, или же для захода на короткую прогулочную тропу для знакомства с флорой и фауной заповедника, а дальние маршруты отсюда не доступны.

Перед входом в заповедник на маршруты со сторны Адыгеи удобнее всего останавливаться на ночевку в Гузерипле, Даховской, Хамышках или Каменномостском.

Кавказский заповедник, Адыгея

Большинством туристов считается, что наиболее красивый и разнообразный маршрут для коротких походов до альпийских лугов, водопадов и ледника проходит от КПП Узуруб, в то время как от КПП «Лагонаки» придется пройти до этих мест еще 3-5 часов. Однако если вы не готовы отправиться в поход на много часов, в 15 минутах ходьбы от КПП «Лагонаки» есть смотровая площадка, но для входа на нее все равно придется заплатить как за сутки пребывания в заповеднике (см. стоимость ниже).

Кроме этих КПП есть еще множество неофициальных троп, по которым можно попасть в заповедник, но имейте в виду, что нахождение на территории без разрешения запрещено, и теоретически вам грозит штраф в несколько тысяч и выпровождение за его пределы. На практике такое бывает очень редко, однако мы все же рекомендуем посещать заповедник только с официальным разрешением за плату, ведь средства идут на поддержание биосферы.

Для прохождения маршрутов №9 «Урочище Энгельмановы поляны – озеро Кардывач»; №11 «Река Большая Аджара – Энгельмановы Поляны»; №19 «Озеро Кардывач» необходимо заранее получить пропуск пограничной службы ФСБ России (Сочинского погранотряда), поскольку ваш путь будет проходить вблизи границы с Абхазией. Телефон Сочинского погранотряда: 8 (862) 266-128-57. За получением пропуска необходимо обратиться заранее, так как срок его подготовки - 1 месяц.

Итак, попав на территорию, вы можете на свое усмотрение продолжить путь по одному из маршрутов с ночевками в палатках или спальных мешках, и выйти на территории другого региона, или же немного прогуляться по части маршрута, вернуться и выйти через тот же КПП. Также можно зайти на КПП «Лагонаки», и выйти в Гузерипле, например. Но о выбранном вами маршруте нужно заранее предупредить персонал парка на одном из КПП при покупке билетов.

Перемещаться можно только по официально предусмотренным и обозначенным маршрутам и тропам, отклоняться от них нельзя. Также нельзя устраивать ночевки не в отведенных местах, которых официально всего две: приют Фишт (удобен для полдъема на Фишт) и приют Армянка он же "Инструкторская щель" (удобен для подъема на Пшеха-Су и Оштен, похода до горного озера Псенодах. На практике же мы (атворы сайта) видели, как туристы разбивали лагери в любых удобных местах без каких-либо последствий. Все маршруты и места стоянки хорошо протоптаны и обозначены указателями, но если не уверены, можете запастись картой и навигатором, или уточнить информацию у персонала на КПП. Всего маршрутов насчитывается 15, подробное их описание с картами и временем действия здесь - http://kgpbz.ru/routes. Отметим, что маршруты в основном доступны только с мая по сентябрь. Множество пеших маршрутов есть на народных картах в приложениях Osm и Maps.me, но там есть и неточности, которые могут вас завести совсем не туда.

Кавказский заповедник, Адыгея

Популярные маршруты и достопримечательности

Со стороны Адыгеи в Кавказском заповеднике есть следующие самые интересные места:

  • Нагорье или плато Лаго-Наки. Самый простой маршрут без больших перепадов высот. Доступен в виде прогулки на несколько часов со стороны КПП Лаго-Наки, и чаще всего посещается в виде групповых экскурсий с курортов Краснодарского края совместно с пещерой Азишская.
  • Гора Оштен. Самая популярная у туристов вершина в заповеднике, высота 2804 метра. Летом на нее можно подняться без снаряжения, и даже с детьми. Обычно на этот маршрут уходит два дня, ночевка происходит в палатке в лагере Инструкторской щели. Подробнее про гору Оштен и как на нее подняться здесь...
  • Пшеха-Су. Самая низкая из вершин Фишт-Оштенского массива, ее высота – 2743 метров. Несмотря на это, покоряется сложнее, чем Оштен, и находится дальше от входа в заповедник.
  • Фишт. Самая высокая и сложная вершина. Для ее преодоления необходим альпинистский опыт и снаряжение даже летом, хотя как пишут в отзывах, некоторые туристы поднимались на нее совсем без опыта и снаряжение. Но это скорее исключение и риск, которым мы не рекомендуем пренебрегать.
  • Инструкторская щель, она же Балаган армянка. Это официально разрешенная площадка для установки палатки, самая ближайшая к входу в заповедник от КПП Узуруб. Сюда проще всего дойти во время однодневного похода, а также это самая удобная официальная площадка для походов к озеру Псенодах, подъему на Оштен и Пшеха-Су. Подробнее про Балаган Армянка/Инструкторская щель здесь....
  • Озеро Псенодах. Красивое горное озеро с очень холодной водой в форме полумесяца. Посетить его можно в течение однодневного похода, если войти рано утром через КПП Узуруб. Подробнее про озеро Псенодах и как его посетить здесь...
  • Озеро 8-го марта. Небольшое горное озеро, которое можно посетить по пути к озеру Псенодах, или посмотреть на него сверху при подъеме на Оштен. Оно действительно имеет форму 8-ки.
  • Хребет «Каменное море». Большой красивый хребет, который отлично видно со стороны дороги до КПП «Узуруб» и с Партизанской поляны. Специально проходить через хребет большого смысла нет, он лучше всего смотрится именно со стороны.
  • Пупырь ежа. Это небольшая гора недалеко от инструкторской щели, откуда открывается неплохой вид на окрестности и плато Лаго-Наки. Пупырь ежа является неплохой альтернативой, если вы не готовы подниматься на более серьезные вершины заповедника. От туристического лагеря в Инструкторской щели сюда можно добраться за 30 минут, но придется порядочно пройти вверх.

Стоимость посещения и где купить билеты

Билеты по состоянию на 2021 год за сутки пребывания стоят 300 рублей за взрослого, 150 рублей дети от 7 до 14 лет, дети до 7 лет - бесплатно. Но цены почти каждый год повышаются, так что можете уточнить на официальном сайте заповедника - http://kgpbz.ru/. Приобретаются билеты прямо на КПП за наличные, но в скором времени планируется реализовать их приобретение на сайте. На практике нам известно, что некоторых «безбилетников» в исключительных случаях «обилечивали» при обнаружении прямо на маршрутах, и отпускали дальше. Но все же перед походом рекомендуем уточнить о продаже и наличии билетов на конкретном КПП по телефонам +7 (988)150-01-02, +7(988)288-45-74, поскольку в 2019 году из-за изменения законодательства продажа на некоторых КПП была приостановлена, а пройти через них можно было только по заранее купленным электронным билетам или купленным на других КПП.

Что важно и к большому сожалению, политика оплаты такова, что разрешение действует только до полуночи того же дня, а не полные сутки, для чего на билетах проштамповывается дата. Это значит, что если вам нужно зайти сегодня, а выйти завтра, то при любом раскладе вам нужно заплатить за двое суток, даже если вы будете находиться на маршруте меньше одних суток. Поэтому необходимо перед походом внимательно просчитать планируемое время вашего нахождения, и приобретать билеты на КПП сразу на все дни вашего пребывания.

Правила посещения

Как и во всех заповедниках, здесь установлены строгие правила поведения. Нельзя отклоняться от маршрутов, устраивать ночевки в неустановленных местах, разжигать костры (разрешено пользоваться горелками), вырубать деревья, срывать растения, повреждать почву, оставлять мусор, осуществлять профессиональную фото- или видеосъемку без разрешения администрации и т.д. С полными правилами вы сможете ознакомиться на КПП или на официальном сайте заповедника - http://kgpbz.ru/rules.

Другая полезная информация

  • Одежда и обувь. Для однодневных маршрутов достаточно обуть удобные кроссовки или другую походную обувь, для многодневных же крайне рекомендуем специальные треккинговые ботинки или кроссовки. Если вы планируете подниматься на вершины Фишт, Оштен или Пшеха-Су, нужно использовать альпинистское снаряжение: альпинистская обувь с кошками, ледоруб, каска. Но подъем на эти вершины, это уже другая и более сложная история, требующая тщательной подготовки и изучения особенностей маршрута. Летом на Оштен или Пшеха-Су можно подняться без снаяржения.

    Температура в летние месяцы в течение дня достаточно теплая и хватит легкой куртки, но для ночевки нужно взять с собой что-то теплее, также как и для подъема в горы. Спальник для ночевки обязателен. Также обязательно берите дождевик.

    Даже в течение дня температура очень быстро меняется в зависимости от облачности, поэтому лучше всего одевать легко расстегивающуюся проветриваемую одежду.

  • Питание на маршрутах. Никакого питания при прогулке по маршрутам вы купить не сможете, все придется брать с собой. Минимальный набор продуктов можно приобрести только в приюте «Фишт».

  • Вода в заповеднике. На территории довольно много горных рек и ручьев, вода в которых пригодна для питья, но лучше ее прокипятить или воспользоваться специальными обеззараживающими таблетками наподобие AquaTabs.

  • Палатка. В летнее время в целях экономии веса можно палатку с собой не брать, а спать в спальном мешке под открытым небом, но для этого нужно иметь теплую одежду.

  • Помощь по прохождению маршрутов. Если у вас есть вопросы по прохождению маршрутов или любые другие по работе заповедника, то вы вполне можете звонить в администрацию по телефонам 8-988-150-01-02 (отдел туризма), 8 (862) 240-51-36, 8 (928) 844-31-31, или писать на e-mail kgpbz@mail.ru. Там работают очень адекватные люди, и с радостью отвечают на правильно поставленные вопросы.

  • Сотовая связь. Почти на всей территории заповедника сотовая связь не работает, поймать сигнал можно только на некоторых из вершин и у границ.

  • Безопасность. В заповеднике в целом безопасно, если соблюдать обычные правила безопасности на горных тропах. Не ценные вещи и палатки можно оставлять в местах стоянки без присмотра на время похода или штурма вершины, воровства здесь практически не бывает. Последние годы в заповеднике увеличилось количество медведей, они подходят прямо к лагерям, но пока фактов нападения не было. Но все же проявляйте осторожность.

  • Официальный сайт. Свежую информацию о маршрутах и контактах можете получить на официальном сайте http://kgpbz.ru

Комментарии / последние сообщения по теме на форуме
admin 15 Август, 2018
На сайте представлена информация-путеводители про Республику Адыгея
Общая туристическая информация, погода, сезоны
Отели и районы в Адыгее, где лучше остановиться
Как добраться в Адыгею
Достопримечательности Адыгеи, что посмотреть и чем заняться
Поселок Каменномостский
Станица Даховская
Поселок Гузерипль
Село Хамышки
В этой теме обсуждаем путешествия по Адыгее, задаем вопросы, делимся впечателниями ...
жаннаа 30 Август, 2018
Спасибо за подробную информацию про Адыгею. Но почему про Гуамку у вас ничего нет? ...
admin 30 Август, 2018

Здравствуйте! Гуамка - Краснодарский край, а не Адыгея. В будущем будет раздел про краснодарский край, появится и Гуамка. ...
александпр 5 Сентябрь, 2018
Действительно неожиданное место. Случайно наткнулся на ваш путеводитель по адыгее и удивлен. Даже не знал, что там что-то есть кроме адыгейского сыра, но судя по фото и описанию интересное место. ...
sveti77ka 7 Январь, 2019
Открыла Адыгею для себя в этом году. Обязательно еще вернусь туда, чтобы посмотреть все что не досмотрела :Super: ...
Хейбелиада 8 Июль, 2020
Подскажите, пожалуйста, координаты моста через реку Мишоко, откуда начинается маршрут по ущелью. ...
admin 9 Июль, 2020

Вот на карте https://yandex.ru/maps/?l=sat%2Cskl&ll=40.183949%2C44.276237&z=19, перед мостом спуск. Ну или вот координаты с гугл карты 44.2762987,40.1833539, но не знаю насколько они точные, определял по карте, а не на месте с навигатором. Но не парьтесь на этот счет, найдете, нужно только мост через реку Мешоко найти. ...