Ответить
Аватара пользователя
35eg35
Звание: Турист
Почетный автор
Турист
Следующее звание
7.5%
Сообщения: 291
Зарегистрирован: 20 фев 2014, 19:42
Откуда: Нижегородчина, http://krasilovandrei.ya.ru/
Благодарил (а): 19 раз
Поблагодарили: 49 раз
Контактная информация:
Любимая страна:
Россия
Я живу:
Россия

Крепость веры (окончание)

Сообщение 35eg35 » 03 сен 2016, 15:36

Крепость веры
(окончание)


Патриарх Никон, в крещении Никита Минин, родился в 1605 г. в селе Вельдеманове Нижегородского уезда. Отец его, простой крестьянин, послал сына учиться грамоте у священника Анании в селе Кириллове. По настоянию родных Никита женился и три года священствовал у себя на родине, а затем вместе с семьей в 1625 г. перебрался в Москву. По смерти трех малолетних детей он уговорил жену поступить в Алексеевский монастырь, а сам ушел в Соловецкий монастырь, где в Анзерском скиту в 1635 г. был пострижен с именем Никона преподобным Елеазаром Анзерским. Ушел оттуда в 1639 г. и стал игуменом Кожеозерской пустыни в 1643 г. По делам монастыря в 1646г. пришел в Москву и был назначен архимандритом Новоспасского монастыря. В 1649 г. стал Новгородским митрополитом, а летом 1652г. — Патриархом Всея Руси. В 1658 г. он ушел с кафедры и на Соборе 1666 г. лишен сана. Сослан сначала в Ферапонтов монастырь, а с 1676 г. — в Кирилов-Белозерский. Умер 17 августа 1681 г. в Ярославле при возвращении из ссылки. Погребен в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой.
Вот так кратко в двух словах можно описать удивительную, насыщенную событиями жизнь одного героя истории. Но я бы хотел всё же обратить внимание на некоторые особенности этой яркой судьбы.
После крестного хода некоторые изъявили желание окунуться в источник. Оборудованные купальни приятно удивили.
Изображение
Купальни

После конференции был интересный концерт. Пел женский коллектив и девочка подросток. Я был поражён красоте их голосов и степени их таланта. Всё-таки Россия это глубинка! Самое важное сохранилось именно здесь.
Изображение
Многие историки и авторы книг рассказывают о тяжёлом детстве Никиты, о злодеяниях мачехи. В юношеские годы мальчику не раз приходилось слышать предсказания о своей судьбе. Н.Костомаров рассказывает:
«Однажды отправился он (Никита) с монастырскими служками гулять и зашёл с ними к какому-то татарину, который во всём околотке славился тем, что искусно гадал и предсказывал будущее. Гадатель, посмотревши на Никона, спросил: «Какого ты роду?» - «Я простолюдин», - ответил Никита. «Ты будешь великим государем над царством российским!» - ответил ему татарин».

Ключевский видит причину раскола и, соответственно, винит Никона в преследовании старообрядцев. Сегодня я впервые позволю себе не согласиться с этим уважаемым историком.
Аргументы для этого у меня есть.
1) В 1666-67 годах в Москве проходили интересные события. 21 декабря 1666 года Никона привезли в Ферапонтов монастырь. По прибытии архимандрит Иосиф снял с опального патриарха архиерейскую мантию, забрал посох, которые позднее отправит вселенским патриархам в столицу. Никон не сопротивлялся. С первого дня к нему приставят охрану и установят решётки на окна.
В начале 1667 года освященный собор принимает историческое решение о предании анафеме противников нововведений. Вот тогда-то и начинаются настоящие гонения и преследование старообрядцев. Это положило начало масштабных репрессий и вызвало социальный кризис. А ведь в это время Никон был уже низложен! Почему историки не обратили внимание на эти факты?
10 февраля 1667г. новым патриархом будет избран архимандрит Иоасаф.
Удивительно, но все эти события только усилили раскол в рядах старообрядцев. Такого количества толков, течений, а по сути сект, не знала ещё ни одна церковь в мире!!! Поповцы и беспоповцы, федосеевцы, поморцы и новопоморцы, староспасовцы, нетовцы, дырники, тополёвцы и многие другие населяли отдалённые территории России. В Нижегородской области большинство старообрядцев ушло на поселение в глухие места вдоль реки Керженца. Фактически реформы Никона носили объединительный характер и увели наше православие от ещё большего раскола.
Изображение
Указатель на трассе возле поворота в село Григорово, где родился протопоп Аввакум

Одним из своеобразных центров старообрядцев в то время было село, расположенное недалеко от Вельдеманово. Называется оно Григорово. Сегодня мой путь туда.
Изображение
Памятник протопопу Аввакуму находится в самом центре села, на краю оврага.
Запрет на преследование старообрядцев будет наложен только в 1762 году императором Петром III. А в 1905 году особым манифестом Николай II уравняет их в правах.
Изображение
2) По мере развития книгопечатания назрела необходимость исправления книг, приведение в порядок текстов. Множество разночтений было даже у самих староверов. Однако источники не говорят, кому именно принадлежала эта идея. Работа «справщика» как раз и состояла в том, что бы свести тексты воедино. Предпринятое Никоном исправление книг и обрядов натолкнулось на оппозицию невежественной и малограмотной части духовенства из российской глубинки, которое к тому же хотело этим поднять свой авторитет. На фоне социально экономических проблем присоединение к расколу кроме крестьянства и части духовенства других классов общества, как, например посадских людей, боярства и стрельцов, выглядит вполне объяснимо. Рассматривая жизнь протопопа Аввакума, не трудно убедится в слепом фанатизме этого человека. Такие люди способны на революции и бунты, но не способны на реформы. Поэтому я считаю, что путь Аввакума, при всём моём уважении к его вере и стойкости, всё же путь в никуда. Церковная реформа к тому времени назрела. Сближение с греческой православной церковью было важным и своевременным решением.
Изображение
Памятник протопопу Аввакуму в селе Григорово

В чём же состояли исправления обряда?

На самом деле их немного. Исправление богослужебных книг повлекло за собой и другие перемены. Первое касалось крестного знамения. Троеперстие означало святую троицу, в то время как у старообрядцев было двуперстие, как символ единства божественной и человеческой сущности Христа. Вместо славянского «Исус» вводилось греческое «Иисус». В конце молитвы священник вместо двойной аллилуйи провозглашал тройную. Божественная литургия отныне совершалась не на семи просфорах, а на пяти. В молитвах: «И в Духа Святого Господа истинного и животворящего» удалили слово «истинного». Это основное.
3) Сельское духовенство массово противилось реформам, т.к. раньше оно всецело зависело от малограмотного крестьянства, им же фактически и избиралось. Оказывать влияние на таких людей проще, чем на помещиков, воевод, архиереев. В какой-то мере ими двигал страх потерять своё влияние и власть. Так низшее духовенство встало в оппозицию Никону, а по сути высшему духовенству в его лице.
4) Опального патриарха иногда обвиняли в стяжательстве, корыстолюбии и прочих грехах. Однако те же воспоминания современников как-то уж слишком разнятся с этим мнением. Иван Шушерин писал, что в ссылке Никон проводил время в трудах. Он «сёк лес и расчищал землю, на которой выращивал хлеб и множество овощей». Монахи, жившие в обители, подтверждают, что у него росло: «20 гряд капусты, 10 гряд луку, 12 гряд чесноку, редька, горох, морковь, салат, мак, хрен, тыква, смородина, малина, 3 ряда дынь и огурцов». Из перечня описанного имущества Никона сплошь одни орудия труда, кухонная утварь и бочки с разными припасами, домашний скот, некоторые иконы. Всё это напоминает перечень имущества зажиточного крестьянского хозяйства. Главным нажитым «сокровищем» Никона было около 50 книг. Они в то время были большой ценностью. Если это и есть камень раздора, то могу с уверенностью сказать, что такими же «сокровищами» обладали и многие настоятели русских православных монастырей. Завистникам стоило бы задаться вопросом: а вас устроит, если глава русской церкви будет нищим?
Лидеры старообрядцев вошли в историю как ярые фанатики. Я сегодня вспоминаю звериное лицо боярыни Морозовой с картины Сурикова и считаю, что это и есть истинное воплощение того патриархального, фанатичного старообрядства. На самом деле современники вспоминают о лицемерии боярыни. Феодосия (так её звали), хоть и была верна старому, но посещала церковь нового обряда, что вызывало к ней недоверие со стороны староверов.
Изображение
Изображение
Так выглядит сегодня старообрядческая церковь в селе Григорово. Скорость её разрушения явно превышает темпы восстановления
В марте 1669 года умерла царица Мария Милославская. Царь посылает к опальному патриарху гонца с просьбой молиться об упокоении и прилагает 500 рублей денег! Никон денег не принял и сказал, что должен молиться за упокой и «без сея мзды». Остатки слухов о корыстолюбии просто разбиваются об этот зафиксированный исторический факт.
Изгнанный своей паствой из Юрьевца Повольского протопоп Аввакум иначе напишет многое в своём житии, но не стоит забывать, что источник этот далеко не беспристрастный, события изложены иногда не достоверно, пишет он часто о том, чего сам не видел. Да и принимая во внимание фанатизм Аввакума, отчасти неспособность трезво смотреть на вещи, как достоверный источник я бы его не рассматривал совсем.

5) Яблоком раздора оказались не столько сами церковные реформы, которые были необходимы, сколько личность самого Никона, его цели, мировоззрение. Оказалось, что он имел иное представление о реформе, чем те, кто его выдвигал и избирал. Его желанием было исправить церковь, посредством проведения в ней строгого единовластия патриарха, не зависящего в церковных вопросах от царя. Патриарх всея Руси не должен делиться с царём всея Руси ни доходами, ни почётом, ни властью. По факту это и было современное отделение церкви от государства. Но такое положение, как выяснилось, мало кого устраивало. Тогда-то и припомнили патриарху его простолюдинское происхождение. В этой политической, по сути, распре были использованы старообрядцы с их фанатичными лидерами. Вспомните звериный взгляд боярыни Морозовой с картины Сурикова. Сегодня я сознательно отказываюсь от термина староверы, ибо вера у нас одна. Обряд разный. А в нём ли суть веры? Стоит ли этот вопрос раскола и пролитой крови?
Изображение
Памятник-часовня в честь Патриарха Никона в селе Вельдеманово

Жизнь патриарха Никона это самоотверженное служение церкви. Он поступал согласно своих убеждений, не добивался корыстных выгод для себя лично. Его стойкость и мужество пример для истинного христианина. По-христиански ли поступают те, кто огульно списывает все грехи на одного человека? Раскол это назревший глубокий социальный кризис и винить в этом одного очень удобно, но не справедливо. Может быть, поэтому в своём завещании царь, не разделивший с ним вину, раскаялся и попросил прощения. Однако был и третий виноватый...
В сентябре 1682 года в Москву были доставлены грамоты всех четырех Восточных Патриархов, «разрешавшие Никона от всех прещений и восстанавливавшие его в сане Патриарха всея Руси». Церковь пошла на это не просто так «из любви к ближнему». Были тут и другие причины. А Никон к тому времени уже отошёл к Господу. Случилось это 17 августа 1681 года от рождества Христова.

* * * *
А что же с гробом патриарха, почему он оказался пуст?
В тридцатые годы комиссия по борьбе с религиозным мракобесием решила вскрыть гробницу Никона, стоявшую нетронутой с 1681 года. Рабочие так же долго не могли открыть верхнюю плиту, а когда открыли, то увидели прекрасно сохранившиеся останки Никона и драгоценности, патриарха. В частности золотую панагию с бриллиантом, которая была отправлена в музей. Что же стало с останками, ни кто не знает. Говорили, что они рассыпались в прах, когда их потревожили. По другой, более правдоподобной версии, верующие отдали их в один из дальних монастырей. Учитывая, что в России в то время настала новая пора безвременья и безверия, их могли просто уничтожить с целью забвения.
Зависит ли крепость веры от её символов, от того какими перстами крестятся? Ответ - нет! Зависит ли крепость веры от исправления ошибок в книгах? Ответ - нет! Каково же наследие, достижение старообрядцев? Ответ: огромное количество сект, отсутствие единства даже в пределах одной церкви, архаичность мышления, фанатизм и мракобесие.
Изображение
После конференции я вернулся к часовне, что бы ещё раз постоять рядом с памятником прославленному человеку, патриоту, пронёсшему свой тяжкий крест через безвременье периода раскола.
Андрей

Ответить

Вернуться в «Россия и страны СНГ»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей