Снова весна, хорошая погода и мы отправляемся в Роминтскую Пущу. Впереди два полных дня путешествий по этому загадочному, неповторимому краю, старые заброшенные мосты, памятные камни охоте, Красный лес и прекрасное Выштинецкое озеро.
Покидаем Калининград с последними лучами солнца, курс на восток. Пересекаем всю область , мимо проносятся Черняховск, Гусев и уже засыпающий Нестеров.
К турбазе у Выштинца приезжаем уже в полной темноте, получаем свой номер и располагаемся на ночь. Вокруг довольно оживленно, много машин и не совсем трезвых отдыхающих, музыка костры. Вечер субботы, самый разгар веселья, видно, что народ отдыхает вовсю.
Утром подъем, завтрак, прогреваю двигатель и под сонные взгляды отдыхающих покидаем территорию. Планов у нас очень много, поэтому время даром не теряем, а сразу двигаемся по своему маршруту. В этот день решили уделить особое внимание старой железной дороге, которая идет с Польской стороны от бывшего поселка Wehrkirchen до поселка Чистые Пруды (Tollmingen). В прошлый раз мы только выехали немного на полотно у ныне несуществующего поселка Albrechtsrode.
Фрагмент немецкой карты. Внизу видно пересечение железной дороги с автотрассой. Как раз в этом месте и располагался остановочный пункт Albrechtsrode.
Активное развитие железная дорога получила в этих местах в начале двадцатого века.
Две основные магистрали, пересекающие Роминтскую Пущу, это Stallupönen (Нестеров) - Goldap (Гольдап) и Gumbinnen (Гусев) — Schittkehmen (Шиткемен). Пересекались эти ветки в Tollmingkehmen (Чистые пруды). По этой железной дороге приезжал для охоты на своем поезде кайзер Вильгельм II.
В этот раз решили проверить, насколько можно продвинуться вперед, в сторону поселка Лесистое (Nassawen). В поселке Лесистое располагалось раньше лесничество Nassawen, дом лесничего Фреверта и гора Катариненберг, но об этом позже. Погода выдалась отличная, тепло, солнце с облаками, одним словом все предвещало отличный день.
По асфальту доезжаем до намеченного места, это пересечение бывшей железной дороги с современной автотрассой. Прошло много времени с тех пор, как здесь проходили поезда, если не знать об этом, то можно просто проехать этот поворот мимо, он ничем не примечателен. Сворачиваем на проселочную дорогу и первую остановку делаем в том месте, где располагался перрон. Конечно, почти ничего не осталось, лишь еле заметные фундаменты, покрытые мхом, и поросшие кустарником. Для нас и эти находки доставляют большую радость.
С каждым годом природа берет свое и следы прошлого понемногу тают в лесах и болотах. Двигаемся дальше по полотну. Конечно, железную дорогу давно разобрали, шпалы и рельсы утащили, осталось лишь полотно, от него так просто не избавиться, сделано на века.
Местность довольно болотистая, много ручьев, мелких озер, поэтому твердое покрытие полотна очень кстати. Рельеф местности изменчив, холмы, спуски и подъемы, небольшие овраги, однако железнодорожное полотно прямое, как и положено ему быть.

Двигаясь по полотну железной дороги мы то возвышались над местностью, то вровень с землей, то с обеих сторон нас окружали пологие склоны. Дорога в меру разбитая для внедорожника, почти сухая в силу времени года, двигаться приходилось очень осторожно. Ширина всего одна колея, временами обрывы по краям или деревья в низинах, поэтому места для маневров было немного. Видно, что этим путем временами пользуются лесники, путешественники вроде нас или еще кто - то, кто присматривает за ней - не встретили ни одного поваленного дерева поперек колеи. По бокам время от времени встречались распиленные стволы деревьев, что подтверждало предположение о том, что за полотном ухаживают. Время от времени путь пересекается с дорогами, с прошлыми дорогами. Сейчас многие из них едва просматриваются.

Лишь в районе пересечения с полотном можно угадать контуры, часто границы съездов обозначены гранитными столбиками и насыпью. Стоит лишь пройти несколько десятков метров по такой просеке и она в большинстве случаев растворяется в лесу.
Остается лишь гадать, куда, к какому поселку или хутору раньше вела эта дорога и когда в последний раз по ней проезжала машина или, скорее всего - телега. Много загадок хранят эти тропы, так и тянуло проследовать по одной из них.
Через некоторое время полотно выходит из леса на открытое место и по правую стороны виднеется вода.
Видимо, раньше здесь были болота, а теперь небольшие озера разнообразной формы и лесные ручьи. Как раз в это время выглянуло солнце и вокруг стало веселее. Мы остановились, чтобы сделать несколько фотографий, подышать свежим лесным воздухом и просто немного размяться.
Впереди снова виднелся лес и ж/д полотно чернело провалом вдали. Перед самым лесом с левой стороны показались развалины.
Остатки какого - то строения, фундаменты, поросшие травой подвалы. Возможно, это строение имело отношение к железной дороге и здесь жил смотритель дороги. Со стороны этого строения хорошо просматривается ж/д полотно.
Побродили по округе, попинали черепки, немного полазили по остаткам подвалов и едем дальше. Света стало меньше, лесу гуще. Такое ощущение, что деревья непонятным образом надвигаются на нас и стараются не пустить дальше, что - то скрывая под своим покровом. Ветки деревьев шелестят по бортам машины, осторожно и настороженно продвигаемся вперед.
Внезапно поперек дороги вырастает мост. Очень странное ощущение, в такой глуши, тишина, вокруг никого нет, ни намека на цивилизацию, а тут такое сооружение. Он так зарос мхом , травой и молодыми деревцами, что уже не кажется здесь инородным , он занимает свое законное место, гармонично сливаясь с окружающим лесом. Часть кладки обвалилась или растащена, потеки на внутренней стороне - он похож на старого раненого солдата, который несет свой пост, встречает и провожает редких путников. Возможно, он еще хранит в памяти запах дыма паровозов, что проносились под ним и тяжесть автомобилей, что проезжали по нему.
С уважением осматриваем этого ветерана, отдавая дань его стойкости к непогоде и времени.
Левая часть моста Damerau.
Утраченные камни облицовка моста Damerau.
Недостающие камни облицовки - скорее всего дело любителей наживы, которые воспользовались беспомощностью и безответностью моста.
Мост Damerau.
Недалеко от этого места располагался поселок Damerau, дорога через мост ведет к нему. Нужно отметить немецкую основательность, потому как поселок небольшой и можно сказать, незначительный, а мост - строение капитальное, дорогостоящее.
Вид с моста Damerau.
На будущее наметили себе добраться до поселка и узнать, что от него осталось, а пока двигаемся дальше.
Как уже отмечал, места вокруг болотистые. Полагаю, очень сложно прокладывать ж/д полотно в такой местности, возникает много препятствий. Ручьев здесь в избытке. При прокладке полотна нужно учитывать все эти факторы, чтобы не нарушить баланс. Для этих целей под полотном время от времени встречаются водопропускные каналы для пропуска воды под железной дорогой. Вот пример одного из таких каналов.
Водопропускной канал под ж/д полотном.
Как видим, время берет свое и постепенно даже такие гидротехнические сооружения приходят в упадок. Камни один за одним вываливаются, водой все это дело подмывается. Канал внутри чист, никаких завалов не наблюдается, вода свободно протекает.
Канал под ж/д полотном.
Продвигаемся дальше. На одном из перекрестков натыкаемся на бревна, аккуратно сложенные вдоль полотна. Видимо, здесь идет вырубка леса.
Следы лесовозов расходятся в обе стороны от полотна, по местным меркам место оживленное - автомобили ездят довольно часто. Прикинув по карте, выясняем, что находимся в районе поселка Боровиково (Schinkuhnen).
Мост у поселка Schinkuhnen.
По конструкции он повторяет мост у поселка Damerau. Железная дорога здесь проходит в низине, откосы по сторонам поросли молодыми деревцами, поэтому местность кажется более открытой и лучше освещенной.
Мост у поселка Schinkuhnen.
Осматриваемся вокруг, возле моста находим старый немецкий триангуляционный камень, обычное дело возле мостов, встречаем уже не первый раз. Над поверхностью возвышается всего ничего, однако его полная длина больше метра.
От этого моста уже без остановок двигаемся до поселка Лесистое. Въезжаем в цивилизацию, будто попадаем из одного мира в другой. Раньше здесь располагалось лесничество Nassawen.
С 1936 года лесничество Nassawen возглавлял Вальтер Фреверт, еще его называют придворным егерем Геринга.
Помимо всего прочего Фреверт занимался организацией охот для Германа Геринга и его гостей. Ныне здание лесничества пребывает в плачевном состоянии, постепенно разрушаясь. В поселке располагалась небольшая ж/д станция, ныне это жилой дом.
Дальше железная дорога идет к поселку Калинино, этот участок мы решили оставить для следующего приезда. В поселке Лесистое решили посетить старое кладбище лесников, оно располагается на холме Катариненберг. К кладбищу ведет красивая аллея. Известно, что на этом кладбище похоронен лесничий Карл Райф, убитый браконьерами в 1867 году. Памятный камень в честь Карла Райфа можно найти недалеко от озера Маринино. От кладбища мало что осталось, лишь несколько вывороченный надгробий, одно из которых принадлежит жене лесника Вальтера Фреверта. Гертруда застрелилась из ружья в 1940 году, когда узнала об измене мужа.
От поселка Лесистое берем курс на юг, в сторону границы. В этом районе, где - то в лесу находятся два памятных камня Королевской охоте. Как известно, этот лес - охотничьи угодья прусских королей и в честь удачной охоты устанавливали памятные камни, два таких камня расположены недалеко от поселка Лесистое. В конце XIX века по приказу кайзера Вильгельма II Роминтская Пуща была огорожена для проведения королевских охот. Обычно Вильгельм II охотился в Пуще в конце сентября - начале октября. Главной и основной добычей считался олень.
Благородный олень. Художник Рихард Фризе.
Роминтская Пуща славилась своими благородными оленями. В прошлый раз мы не нашли эти два камня, поэтому решили попытать счастья в эту поездку. Конечно, предварительно уточнили все по старым немецким картам, поэтому примерный район поисков был понятен. На развилке оставляем машину и углубляемся в лес. После получасового блуждания по бурьяну и преодолев пару канав, выходим к первому камню.
Камень в честь 30-летнего юбилея охоты.
На камне длинная надпись, на данном снимке не очень хорошо видно.
Надпись гласит: "С этого места его величество император и король Вильгельм II 30 сентября 1902 года в день своего 30-летнего охотничьего юбилея на ранней засидке дуплетом уложил двух мощных оленей с двенадцатью отростками и десятью отростками на запрокинутых рогах."
Скромно, слов нет.
Вот так он выглядит сейчас. Как видно, бедолаге не очень повезло, почти завалился. Хорошо, что дерево поддерживает, иначе камень мог бы упасть и за высокой травой его совсем не увидеть. Местность вокруг болотистая, полагаю, осенью и весной сюда не так просто добраться.
Оглядываемся вокруг в поисках второго камня и находим его немного севернее. У второго камня стоит беседка, правда уже почти разрушенная.
Этот камень стоит твердо на своем месте. Оба камня расположены на опушке леса, видимо олени, которых подстрелили здесь оказались хорошо видимой добычей.
Камень в честь оленя с 44 отростками.
Надпись на камне:"На этом месте его величество Вильгельм IIуложил оленя с неравными 44-конечными рогами на вечерней засидке 27 сентября 1898 года".
Кайзер Вильгельм II у убитого оленя с 44 отростками.
А вот так изобразил этого благородного оленя Рихард Фризе.
Олень с 44 отростками. Художник Рихард Фризе.
Место здесь очень красивое, вот если бы еще и олень в кадр попал...